Говоря о Devil May Cry 3, надо думать сразу о двух разных играх. Первая — жесткий, как удар кулаком в лицо, экшен, упакованный в четыре кнопки «почти-файтинг» и такие лошадиные дозы чистого стиля, что не снились ни одной «Матрице». От второй же в памяти оседает горький привкус неработающего FSAA, исчезающие невесть куда настройки да узел, в который завязываются с трудом попадающие по клавишам пальцы. Жутко хочется разделить их и забыть об ущербной половине, но… нельзя. Capcom поставляет свою продукцию «в одном флаконе».
Lost in translation
Загадочные японцы, шаманскими плясками превратившие PS2-эксклюзив в приложение Win32, обладали извращенным чувством юмора. В стране, где компьютер покупают исключительно для работы и хентайных «симуляторов», а геймпад к нему достают разве что у иностранных варваров, выпустить игру, совершенно неуправляемую с клавиатуры, — весьма утонченная шутка. В остальном мире дела обстоят несколько лучше; тем не менее, адепты 102-х кнопок могут завернуть любимое устройство в тряпочку и спрятать на пыльные антресоли. В Metal Gear Solid 2 было хуже, но Konami удерживает сомнительное первенство с очень небольшим отрывом. Для подключения специализированного контроллера без посторонних средств тоже нужна доля везения. Те, у кого бутерброд всегда падает маслом вниз, будут жить с повернутой на 180 градусов раскладкой и серьезными проблемами при исполнении хитрых финтов.
Добро с кулаками
Заявленная цель — обращение к истокам — не только достигнута, но и оставлена далеко позади: у Devil May Cry даже сквозь красный плащ просвечивало трудное детство в качестве очередной части Resident Evil, а здесь на это нет и намека. В век, когда смешение жанров само по себе стало жанром, на свет появился рафинированный экшен из тех, что, казалось, навечно сгинули в глубинах истории вместе с двумерной графикой и войной SNES против Mega Drive. Задач, которые не в состоянии решить оружие, мало, да и те преграждают дорогу не дольше пяти минут, давая лишь короткую передышку между сеансами потрошения монстров.
DMC3 требует умения играть с настойчивостью средневекового сборщика налогов, а надежду на тупой button-mashing из недостойных выбивает самый первый босс. Для выживания постоянно приходится маневрировать, прыгать, комбинировать удары и изредка напрягать серое вещество. Вдобавок для победы потребуются и навыки профессионального режиссера. Творение Синдзи Миками (Shinji Mikami) вплотную подобралось к голливудским боевикам «постматричной» эры, и главное тут — не убить всех, а убить всех так, чтобы у зрителей вывалилась челюсть, и встроенный счетчик понтов отчалил в стратосферу. Этому способствует и богатый арсенал приемов, и система комбо, позаимствовавшая достойные черты навороченных файтингов. Новичкам достаточно просто знать, что удары можно объединять в красивые серии, а закаленные ветераны оценят наличие cancel'ов и just-frame'ов. За возможность записывать красивые моменты в демо на манер Counter-Strike стоило бы продать душу, но покупателей на горизонте, увы, не видно (помогает верный FRAPS).
Dante's ass-kicking
В своем стремлении подражать попкорновому кино разработчики оказались на удивление последовательны. Не ищите в бесконечном побоище фирменный японский сюжет — его нет. Наши западные коллеги нахваливают пустое место. История из дешевой манги о том, как «брат пошел на брата», преподносит на полпути один стопроцентно предсказуемый поворот и исчезает под горами трупов, ничуть не скрывая назначения — связующей ниточки для роликов. Одних из лучших игровых роликов современности.
Заставки легко могут встать рядом с каким-нибудь Final Fantasy VII: Advent Children, хотя рисовали их не многопроцессорные кластеры, а чахлый 3D-движок. Умопомрачительно красивые боевые сцены, тягучее, словно сгущенное молоко, slo-mo и вовремя отпускающий шутки Данте… Хочется смотреть и пересматривать (пользуйтесь включенной в Special Edition галереей!). Кстати, все роли сыграли актеры, озвучившие английскую версию игры. Для любознательных есть записи со съемочной площадки и специальное видео, где основные эпизоды показывают японские исполнители с палками и пластиковыми пистолетами.
To those who wait
Томонобу Итагаки (Tomonobu Itagaki) из Tecmo не раз публично заявлял, что считает японских игроков неспособными переварить высокие уровни сложности. В Capcom его поддержали молча: в американской версии DMC3 «hard» волшебным образом превратился в «normal», а «very hard» потерял приставку. Одним из новшеств «специального издания» стало возвращение настроек сложности на круги своя и появление нацеленного на младенцев и парализованных стариков варианта «easy». Второе — присутствие среди активных персонажей брата Данте, Вергилия. Любимый родственник, как и подобает злодеям, непомерно силен, но прохождение за него представляет исключительно академический интерес. Вместо шести стилей боя доступен всего один, декорации те же, а против звериной харизмы протагониста новичок не может выставить ничего, кроме не сходящей с лица возвышенной тоски.
Ругать годичной давности порт с PS2 за графику — значит бить лежачего. Ногами. Но насилие — необходимая часть нашей работы. Под современные стандарты подходит одно лишь разрешение картинки (1600х1200). Все прочее подтягивается к отметке «удобоваримо», если двигаться быстро. Промедление больно бьет по глазам, демонстрируя треугольные головы монстров и мутноватые стены. Дизайн локаций тоже не впечатляет: захламленные улицы и готические коридоры огромной башни мрачны, однако забываются почти мгновенно. Эти ступеньки и переходы мы видели много раз, и только пара последних этапов радуют нестандартной архитектурой. Хотя сошедшие с сюрреалистического полотна лестницы и дорожки, складывающиеся буквально из пустоты, сохраняют верность блеклой палитре, за интересные идеи им можно простить недостаток цветов.
(c)Absolute Games.